Игропрактики в профессиональном самоопределении обучающихся

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность подростка, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда.

Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации подростков включают в себя:

  • Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

 

Выбирая будущую профессию, рискованно ориентироваться на то, что востребовано сейчас, – возможно, к моменту получения специальности ваши знания устареют или вашу работу уже будут выполнять роботы. 

Поэтому профориентация сейчас рассматривается как профессиональное ориентирование, которое включает в себя:

  • Умение разбираться в мире профессий
  • Умение строить образовательную траекторию к цели
  • Умение адаптироваться
  • Готовность учиться в течение всей своей жизни

 

Ключевым навыком становиться навык самостоятельной «сборки» своей карьеры.

На современном этапе обучения главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, как следствие личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации, которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального.

Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития, самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Поэтому для специалистов по профориентации актуальны вопросы поиска подходящих инструментов, позволяющих «включить» подростков в активную поисковую деятельность, которая касается вопросов их профессионального самоопределения бережно, с учетом множества противоречивых вводных.

При этом сама деятельность должна восприниматься как увлекательная, дающая пищу для инсайтов, структурирующая имеющиеся у оптантов представления о мире профессий и своем месте в нём. Также она должна давать возможность поддержки референтной группы, позитивной и поддерживающей обратной связи.

 

Презентация «Игропрактики в профессиональном самоопределении обучающихся»