Наставничество в дополнительном образовании

Наставничество — это эффективный способ передачи знаний, умений, навыков наставляемому — подростку, ученику или студенту — от более опытного и обладающего необходимыми компетенциями авторитетного взрослого — наставника.

Кроме того, наставничество это предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель,  формируется готовность к саморазвитию.

Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставническая деятельность  – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Модели реализации наставничества в дополнительном образовании
В числе самых распространенных моделей наставничества, реализуемых в системе дополнительного образования, в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены следующие:
— «обучающийся – обучающийся»;
— «педагог – обучающийся»
— «педагог — педагог»;
— «студент – обучающийся»;
— «специалист – обучающийся»;

Модель наставничества «обучающийся – обучающийся» предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Целью такой модели наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Взаимодействие наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляется через совместную подготовку к конкурсным мероприятиям, разработку совместных проектных работ, участию в социально-значимых и культурных мероприятиях, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации), создание клуба по интересам с лидером-наставником, волонтерство и т.д.
 

Модель наставничества «педагог – обучающийся» предполагает взаимодействие педагога — наставника и обучающегося для получения необходимого стимула к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций в рамках построения индивидуального образовательного маршрута, в том числе для обучающихся с ОВЗ, одаренных обучающихся.

Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого и формирование у него жизненных ориентиров.

Взаимодействие наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляется через индивидуальное консультирование, реализацию индивидуальной образовательной программы, подготовку к конкурсным и социально-значимым мероприятиям, диспетчерскую деятельность по необходимости (направление к узким специалистами и экспертам в области образования по развитию личностных и профессиональных компетенций более высокого уровня).
 

Модель наставничества «педагог — педагог» предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового педагога (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Целью такой модели наставничества является успешное профессиональное становление, формирование кадрового ядра молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком профессиональном уровне.

Взаимодействие наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляется через реализацию программы повышения уровня профессионального роста в образовательной организации в таких формах как курсы повышения квалификации, творческие мастерские, школа молодого педагога, серия семинаров и вебинаров, а также совместную подготовку педагогических проектов, методических пособий и разработок, подготовку к конкурсам профессионального мастерства, консультирование и образовательный коучинг.
 

Модель наставничества «студент – обучающийся» предполагает взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации и обучающегося профессиональной образовательной организации, либо студента образовательной организации высшего образования (студент), при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

Целью такой модели наставничества является успешное формирование у наставляемого представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется через участие в конкурсах и олимпиадах, создание проектных работ, совместные походы на спортивные, культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, экскурсии в место обучения наставника, присутствие на занятиях (определение образовательной траектории), создание клуба по интересам с лидером-наставником, создание продукта совместной деятельности.
 

Модель наставничества «специалист – обучающийся» предполагает взаимодействие обучающегося старшего подросткового возраста и представителя предприятия (организации) – специалиста, профессионала, который активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к обучению и самореализации.

Целью такой модели наставничества является успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.

В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное знакомство с профессией. Термин «специалист» рассматривается здесь в широком смысле: взрослый человек, имеющий богатый личный или профессиональный опыт, сотрудник предприятия или организации, который может как иметь цель привлечь новых молодых сотрудников на свое предприятие (организацию), так и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.

Варианты взаимодействия наставника и наставляемого в рамках данной модели осуществляются через реализацию проектной деятельности, привлечение к общественной работе, профориентационные мероприятия, педагогические игры на развитие навыков и компетенций, встречи с представителями предприятий, экскурсии на предприятия, демо-дни, бизнес-проектирование, ярмарки, дискуссии, краткосрочные и долгосрочные стажировки, гранты от предприятий.
 

Реализация каждой из моделей наставничества требует четкого определения целей и задач, результатов, необходимых сроков наставничества, частоты встреч наставника и подопечного, отражаемых в программе наставничества, чтобы избежать завышенных ожиданий.

Типы наставнических отношений в практике обучения и развития обучающихся
Наставничество в образовательных организациях может строится по определённым вариантам (типам) наставнических отношений:

1. Традиционное наставничество.

Опытный и успешный наставник (педагог, старшеклассник) работает с одним подопечным (более молодым наставляемым) с целью его адаптации к образовательному процессу, сопровождения и поддержки его личностного развития и профессионального самоопределения, улучшения его образовательных результатов в течение определенного периода времени.

Особенности:
— в центре внимания – личностное развитие подопечного и формирование ключевых компетенций для жизнедеятельности в современном обществе;
— наставник передает свой опыт и знания. правила и традиции отношений в организации (объединении), дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха и получить высокие результаты;
— наставник может понять и оценить максимальные возможности наставляемого;
— наставляемый легче и быстрее адаптируется в коллективе, осваивает новые знания и умения, технологии, овладевает новыми навыками и компетенциями.

2. Партнерское наставничество (равный равному).

Наставник является равным по уровню наставляемому, но имеет опыт в том или ином виде деятельности, предметной области, которым партнер не обладает.

Особенности:
— наставник помогает партнеру в улучшении выполнения того или иного вида деятельности и повышении личной удовлетворенности полученными результатами;
— эффективный наставник слушает, собирает информацию, обеспечивает конструктивную обратную связь, мотивирует партнера к действиям;
— наставник помогает партнеру отслеживать процесс достижения конкретных поставленных целей и результатов.

3. Групповое наставничество.

Наставник работает с группой, состоящей максимум из четырех человек, и берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводить встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени, в том числе, в виде групповых сессий, в рамках которых отведено время на личное общение.

Особенности:
— наставник советует подопечным, как действовать для достижения своих целей, устранять возникающие в процессе деятельности типовые замечания и проблемы, предоставляет рекомендации для выдвижения собственных идей, помогает наладить взаимодействие в команде;
— наставник может определить план развития каждого участника группы, организовать взаимодействие с экспертами по конкретным вопросам, и оказать содействие в разрешении сложных ситуаций.

4. Флэш наставничество.

Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения.

Особенности:
— данный вариант взаимодействия помогает подопечным обучаться при обращении за помощью к более опытному наставнику;
— наставники предоставляют ценные знания и опыт, но в очень ограниченном временном интервале

5. Дистанционное или интернет-наставничество.

Советы и рекомендации наставником предоставляются в онлайн -режиме, при этом могут быть организованы две-три личные встречи, одна из которых является стартовой.

Особенности:
— часто наставник выступает в качестве руководителя или консультанта в каких-либо видах деятельности, например, помогает наставляемому завершить школьный проект;
— дистанционное наставничество позволяет осуществлять взаимодействие и общение наставников с наставляемым по конкретным практическим проблемам, создать базу знаний по актуальным вопросам;
— этот тип наставничества предоставляет участникам больше времени на обдумывание вопросов и подготовку ответов и позволяет участвовать в обсуждении большему числу заинтересованных лиц (привлечение нескольких наставников).

6. Реверсивное наставничество.

Более молодой по возрасту наставник работает с более опытным наставляемым по вопросам новых современных тенденций, технологий и т.д.

Особенности:
— реверсивное наставничество помогает установить взаимоотношение между разными поколениями;
— обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, действовать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.