Индивидуальные образовательные маршруты в дополнительном образовании

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

ИОМ помогает одаренному ребенку максимально раскрыть его способности. Использование ИОМ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение ребенка. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения обучающегося к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа – это образовательная программа, составленная на основе интересов и образовательного запроса конкретного обучающегося, и фиксирующая образовательные результаты и цели.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Это особый порядок, формы, методы, освоения обучающимися знаний на высоком или адаптированном уровне, подбор предметов, тем, которые обеспечат для данного обучающегося наиболее выигрышный (максимальный) образовательный результат.

Переход на ИУП — это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении.

ИОП учитывает виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания. Составляется на основе выбора учащегося обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом образовательного учреждения и представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период. Может включать все или почти все компоненты образовательной программы дополнительного образования детей.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у учащегося знаниями и опытом; оформлен, как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, учащимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся.

Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой проект целенаправленного развития. С этой целью в образовательном учреждении создаются определённые условия: изучение интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

 

Презентация «Индивидуальный образовательный маршрут: алгоритм проектирования и механизм реализации в системе дополнительного образования»

Презентация «От образования для всех к образованию для каждого»

Презентация «Организация работы с высокомотивированными обучающимися в детских объединениях спортивной направленности»

Презентация «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития потенциала одарённого ребёнка»