Социально-гуманитарная направленность в дополнительном образовании детей

 

В современной системе дополнительного образования выделяют шесть направленностей. Мы хотим поближе познакомить вас с каждой из них. И начнем с социально-гуманитарной.

Социально-гуманитарная (ранее социально-педагогическая) направленность ориентирована на освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.

 

Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:

– расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;

– развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;

– развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.); «современной грамотности» (базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.)); развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);

– развитие личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).

 

Программы этой направленности разделяют на четыре основные группы:

1) гражданско-правовые (знакомство с правовыми нормами отношений в государстве, правилами дорожного движения, основами безопасности жизнедеятельности; создание и реализация гражданско-патриотических проектов; имитационное и практическое решение правовых задач);

2) социокультурные (философия, филология, история, искусствоведение, лингвистика, литературоведение, социология, журналистика, этнокультура, обществознание, педагогика; основы психологии личности и группы; лидерские и организаторские практики; практики социального творчества и активности; освоение медиа-информационных технологий; развитие гибких навыков и современной грамотности; волонтерская активность; профессиональная ориентация (формирование первичных профессиональных установок, профессиональных планов в специальностях «человек-человек»); программы детских педагогических отрядов);

3) управленческие (основы менеджмента; основы предпринимательской деятельности; практикумы управленческой деятельности; основы руководства совместной деятельностью людей; имитационное и практическое решение управленческих задач, включая детское самоуправление и командную работу);

4) экономические (знакомство с нормами экономических отношений, включая экономику ведения домашних хозяйств; основы финансовой грамотности; создание и реализация социально-экономических проектов; имитационное и практическое решение экономических задач).

 

Основными направлениями дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности являются:

  • профессиональная ориентация и самоопределение («Атлас профессий», «Мир профессии будущего», «Кем стать»);
  • лидерские и организаторские практики («Школа лидера», «Школа вожатого», «Школа актива», «Школа ведущего»);
  • волонтёрская работа («Я – волонтер», «Школа волонтёра», «Основы волонтёрства»);
  • журналистика («Юный журналист», «Школа блогера», «Школа репортера»);
  • психология («Азбука общения», «Мир моих эмоций», «Психология делового общения»);
  • развитие детей дошкольного возраста («малышковые академии», школы раннего развития);
  • интеллектуальное развитие («Знатоки», «Умники и умницы», «Эрудит», «Что? Где? Когда?», «КВН»);
  • военно-патриотическое и гражданско-патриотическое воспитание («Юнармеец», «Я – патриот»);
  • иностранный язык («Занимательный английский», «Немецкий язык: шаг за шагом», «Английский для дошкольников»);
  • правила безопасного поведения / ЗОЖ («Азбука здорового питания», «Юные инспектора движения», «Школа безопасности»);
  • основы менеджмента («Школьное предпринимательство», «Бизнес-проектирование», «Социальное проектирование», «Управление и управленческие решения», «Команда детского самоуправления»);
  • экономика и право («Финансовая грамотность», «Правовое просвещение», «Экономика домашнего хозяйства»);
  • филология («Секреты русского языка», «Занимательная грамматика», «Искусство рассказа»);
  • детские и молодежные академии («Молодежная правовая академия», «Детская кулинарная академия»;
  • духовно-нравственное воспитание («Первые шаги в православие», «Этикет и культура общения»;
  • культура и традиции народов России;
  • социальная адаптация;
  • логопедия.

 

Программы этой направленности предусматривают участие детей в конкурсах, фестивалях, акциях и слётах. При активном участии обучающихся организуются мероприятия, посвященные самым значимым праздникам (Дню России, Дню города, Дню народного единства, Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.)

Дети, обучающиеся по определённым программам социально-гуманитарной направленности, являются членами отрядов таких всероссийских детско-юношеских движений как: Юнармия, Юные инспекторы движения (ЮИД), Российское движение школьников (РДШ), Дружина юных пожарных (ДЮП).

 

На территории Ульяновской области в 2022 году дополнительное образование по социально-гуманитарной направленности реализуют 339 образовательных организаций. Всего открыто 1287 объединений, в которых обучается более 40 тысяч детей.

Самыми востребованными являются программы по профессиональной ориентации, изучению иностранного языка и социальной адаптации, а также различные программы для детей дошкольного возраста.

 

Ознакомиться с программами социально-гуманитарной направленности, реализуемыми в вашем муниципалитете вы можете на портале «ГосУслуги» и в «Навигаторе дополнительного образования» по ссылке: https://dopobr73.ru/directivities/socialno-pedagogicheskoe

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.