Программы технической направленности представлены следующими направлениями: моделирование (судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование), мобильная и промышленная робототехника, электроника и радиотехника, программирование и информационные технологии, администрирование сетей и систем, технический (графический) дизайн, электроэнергетика, виртуальная и дополненная реальность, умный дом и т.д.
2. Естественнонаучная. Включает в себя программы, способствующие формированию целостной научной картины мира и удовлетворению познавательных интересов обучающихся в области естественных наук (биология, химия, физика, математика, география, экология и т.д.), развитию интереса к изучению и исследованию окружающей среды и объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, а также приобретению практических умений в области охраны природы и рационального природопользования.
Программы естественнонаучной направленности представлены направлениями:
— эколого-биологического цикла (биология, био и агротехнологии, экология, здравоохранение и медицина),
— физико-химического цикла (химия, астрономия, астрофизика, и т.д.),
— физико-географического цикла (география, метеорология; климатология; геология и т.д.).
3. Социально-гуманитарная. Включает в себя программы, помогающие детям социализироваться и самореализоваться в обществе, способствующие освоению гуманитарных знаний, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, организаторских способностей и лидерских качеств на основе формирования нового уровня социальной компетентности.
Программы социально-гуманитарной направленности представлены следующими направлениями: «малышковые академии» (школы раннего развития), сказковедение, страноведение, риторика, занимательные цифры, профессиональное самоопределение, добровольчество, волонтерство, вожатство, дипломатия, регионоведение, предпринимательство, лидерство, искусство управления, журналистика, блогерство, экономика и финансы, практико-ориентированные курсы по развитию навыков в области академических дисциплин и т.д.
4. Туристско-краеведческая. Включает в себя программы, нацеленные на постижение обучающимся природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны), познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных средствами экскурсионной, экспедиционной, музейной, архивной деятельности, освоение основ безопасного образа жизни, навыков ориентирования, преодоления препятствий на местности, выживания в экстремальных условиях.
Программы туристско-краеведческой направленности представлены следующими направлениями: образовательный туризм (пеший, горный, водный, велотуризм), краеведение, альпинизм, музееведение, экскурсоведение, ориентирование и т.д.
5. Художественная. Включает в себя программы, ориентированные на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению мира искусства, самореализацию в творческой деятельности.
Программы художественной направленности представлены следующими направлениями: хореография, музыка, театральное искусство, вокал, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, ранее эстетическое развитие и т.д.
6. Физкультурно-спортивная. Включает в себя программы, направленные на физическое совершенствование детей, укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни и спорту, формирование морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Программы физкультурно-спортивной направленности представлены такими направлениями как: общая физическая подготовка, массовые игровые вида спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, флорбол, гандбол), фитнес, гимнастика, акробатика, единоборства и т.д.
В случае возможности отнесения программы более чем к одной направленности, направленность программы определяется по содержанию (какой профиль и вид деятельности преобладает в содержании учебного плана) и основным формируемым компетенциям.
Стартовый уровень направлен на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и т.д. Результатом обучения является формирование интереса детей к познанию и функциональной грамотности по выбранному направлению, участие в групповой или индивидуальной творческой работе, проекте, выступлении.
Базовый уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в определенной образовательной области, обогащение знаниями методик, профессиональной терминологии, навыками профессионального общения и умениями (выполнения элементов, лабораторных опытов, исследования, анализа) в конкретной образовательной предметной области. Направлен на анализ осуществляемой деятельности (осознание принципа построения целого, выявления взаимосвязи компонентов), формирование функциональной грамотности и выполнение конкретных практических действий с изучаемыми объектами.
Итоговой аттестацией может быть творческий номер, исследование, эссе, проект, профессиональные пробы, выставка творческих работ.
Продвинутый уровень предполагает углубленное изучение выбранной предметной области с освоением около профессиональных и профессиональных знаний в рамках изучаемых тем, решение заданий продуктивного уровня, выполнение творческих и научно-исследовательских проектов. Итоговой аттестацией может быть участие в областных, региональных этапах всероссийских конкурсных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях.
В случае, если программа содержит два или три уровня, нужно указать, что она является разноуровневой, в которой формулируется единая цель, а задачи представлены по уровням.
Возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Начинает развиваться произвольное внимание. Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
7-9 лет
Характерные черты этого возраста — подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.
10-13 лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
14-17 лет
Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого и профессионального развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.
Группа, включающая детей с ОВЗ, в зависимости от нозологий, девиантных детей, может быть уменьшена по количественному составу.
По технической направленности допустимо уменьшение количественного состава группы до 10 человек, в зависимости от количества имеющегося и используемого оборудования.
Срок освоения ДООП измеряется в годах (месяцах) и зависит от поставленных в программе задач и результатов.
Объем ДООП измеряется в часах и зависит от количества занятий (часов) в неделю, который должен соответствовать возрастным особенностям детей, а также с учетом объема формируемых знаний, умений, компетенций обучающихся.
Формула расчета объема программы:
V=W*D *H, V — объем программы, W — количество недель, D — количество раз в неделю, H — количество академических часов за одно занятие
Объем | Срок освоения | Режим занятий |
---|---|---|
36 часов | 1 учебный год (36 недель) |
1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. |
72 часа |
1 учебный год (36 недель) |
1 раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут.
2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. |
144 часа | 1 учебный год (36 недель) |
2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут.
4 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. |
108 часов | 1 учебный год (36 недель) |
3 раза в неделю по 1 академическому часу с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. |
216 часов | 1 учебный год (36 недель) |
3 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. |
16 часов | 1 месяц (4 недели) |
2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа – 45 минут, при электронном обучении или обучении с применением дистанционных технологий – 30 минут. |
— государственного социального заказа, удовлетворения потребностей и запросов детей и родителей (законных представителей);
— соответствия основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям науки, техники, искусства и культуры;
— учета возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, физиологических, психолого-педагогических характеристик.
Обоснование актуальности может базироваться на фактах–цитатах из нормативно-правовых документов, результатах научных исследований и социологических опросов.
Пример:
Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое образование детей – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Программа отвечает условиям социального заказа современного общества, поскольку обучающиеся не только получают знания об экологии, как науке с учётом региональных особенностей, но и имеют возможность увидеть красоту окружающей природы и родного края, участвовать в природоохранной деятельности, ощутить неразрывную связь природных компонентов и человека.
Для программ, реализуемых в дистанционном формате, должна быть указана платформа дистанционного обучения, даны ссылки в сети интернет на данную платформу и используемые электронные образовательные ресурсы, прописаны материально-технические требования к рабочему месту обучающегося и педагога.
Для сетевых программ должны быть указаны сетевые партнеры, объединяющие ресурсы (организационные, образовательные, кадровые, научно-методические, материально-технические и т.д.).
Для адаптивных программ и программ для детей с ОВЗ, реализуемых в инклюзии, указываются особенности детей с теми или иными нарушениями.
Примеры:
Отличительные особенности программы заключаются в применении технологий STEAM-обучения, основанных на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции нескольких дисциплин в единую схему.
Отличительные особенности программы заключаются в комплексном изучении естественных экосистем, в логическом построении последовательности занятий программы от изучения основных понятий экологии до применения их на практике при изучении естественных экосистем России, интересных уголков нашей планеты и, особенно, родного края.
— использовании новых (авторских) методик преподавания;
— внедрении новых педагогических технологий в проведение занятий:
— инновационных формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Примеры:
новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации будет осуществляться…
новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что автор предлагает решение таких проблем дополнительного образования, как…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что представлены новые методики преподавания…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что используются новые педагогические технологии в проведении занятий…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что использованы нововведения в формах диагностики и подведении итогов реализации …
впервые в программе рассмотрены/ использованы новые технологии обучения…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что конкретизировано…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что дополнено…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что расширено…
новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков.
новизна образовательной программы отражается в ее комплексности, что обеспечивает единство двух компонентов: художественно-эстетического и физкультурно-спортивного…
новизна программы в том, что впервые разработана программа по __________ не для художественной/спортивной/музыкальной, а для учреждения дополнительного образования, реализующее общеразвивающие программы…
новизна образовательной программы заключается в построении с требованиями современного общества к дополнительному образованию: обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий развития мотивации учащихся к познанию и творчеству…
новизна образовательной программы заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе методов, форм, приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся, в разнообразии изучаемых видов _____________ творчества…
новизна образовательной программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности…
Очно-заочная форма обучения предполагает, что часть аудиторной нагрузки будет перенесена на самостоятельную работу обучающихся, чаще всего применяется при расширении знаний по академическим предметам (например, олимпиадная физика).
Сетевая форма обучения предполагает реализацию ДООП в сетевом взаимодействии с организацией партнером (обе организации имеют лицензии), в том числе проведение занятий на базе музеев, ФОКов, библиотек, на базе предприятий и организаций реального сектора экономики; участие партнеров в проведении профориентационных мероприятий, проектной и исследовательской работы обучающихся, проведение научно-познавательных лекций, погружение в тему исследования.
Электронная форма обучения предполагает полную организацию обучения с применением дистанционных образовательных платформ и дистанционной организацией образовательного процесса.
Форма реализации «с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» отмечается при проведении занятий с использованием технических средств (компьютера) и электронных информационных ресурсов, а также информационно-телекоммуникационных сетей (интернет) для взаимодействия педагога с обучающимися и передачи материалов на расстоянии.
— региональные (муниципальные) особенности и традиций, социальный заказ общества;
— особенности форм проведения занятий (групповые, подгрупповые или индивидуальные, теоретические или практические); традиционные (лекции, практические занятия, семинары, экскурсии) или инновационные (игропрактики, хакатоны, воркшопы, викторины, флеш — мобы, тик-токи);
— особенности построения занятий для различных категорий обучающихся (для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей с инвалидностью; для высокомотивированных детей и детей с одаренностью; для детей с девиантным поведением; для детей, победивших на муниципальном этапе по подготовке к участию в региональном и всероссийском этапе);
— особенности организации сетевой формы реализации программы или сетевого взаимодействия: проведение занятий на базе музеев, ФОКов, библиотек, на базе предприятий и организаций реального сектора экономики; участие партнеров в проведении профориентационных мероприятий, проектной и исследовательской работы обучающихся;
— использование дистанционных образовательных технологий в виде заданий обучающимся при подготовке к занятию, участие обучающихся в дистанционном мастер-классах, хакатонах, образовательных интенсивах.
Пример:
При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.
Пример:
Цель программы — воспитание экологической культуры обучающихся путём вовлечения в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Цель программы ‒ создание условий для приобретения обучающимися социальных и технологических знаний, необходимых для проектно-исследовательской деятельности в области экологии, а также приобретение опыта решения реальных технологических задач в процессе осуществления проектной деятельности.
— направлены на обеспечение обучения, воспитания, развития детей (образовательные, воспитательные, развивающие);
— адекватны интересам современных детей и подростков;
— обоснованы аргументами;
— убедительны для участников образовательных отношений;
— реальны (обеспечены необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством решения оперативных задач);
— диагностируемы;
— соотнесены с планируемыми результатами: личностными, метапредметными и предметными.
Обучающие (предметные) – знания, умения, навыки. Что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу. | Предметные – теоретические знания, практические навыки и умения |
Воспитательные (личностные) – способность к саморазвитию и самоопределению, мотивация достижений, ценностные ориентиры, навыки рефлексии, уровень притязаний, самооценка, волевые и нравственные качества, социальные навыки, культура и гражданские, патриотические качества. Указывать ценностные ориентиры, отношения, личностные качества, которые будут сформированы. | Личностные – уровень самооценки, мотивация обучения, ценности, уровень культуры, волевые и гражданские патриотические, социальные качества личности, организованность, ответственность, следование правилам и требованиям. |
Развивающие (метапредметные) – универсальные учебные действия; способы деятельности, применяемые в рамках образовательного процесса; коммуникативные навыки; совокупность универсальных учебных действий, которые обеспечивают учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении. | Метапредметные – уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), навыки, перенос навыков, эффективность решения проблемных ситуаций и практических задач; развитие физических способностей и коммуникативных навыков. |
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:
Примерные вспомогательные слова | |
---|---|
способствовать, развивать, приобщать, освоить, воспитывать, сформировать, формировать, обучить, научить, обеспечить, поддержать, расширить, познакомить, ознакомить, предоставить возможность, дать представление, научить, повлиять, влиять, адаптировать, социализировать, подготовить | помощь, развитие, приобщение, воспитание, освоение, формирование, обучение, обеспечение, поддержка, расширение, знакомство, предоставление возможности, адаптация, социализация, подготовка |
Примеры:
Образовательные:
— сформировать знания в области экологического мониторинга, использования, охраны и защиты окружающей среды;
— изучить принципы и методы мониторинга природных объектов и основы рационального природопользования;
— сформировать представление о структуре экосистемы и расширить знания обучающихся о разнообразии экосистем в природе.
Развивающие:
— развивать стремление к овладению новыми знаниями о живой природе;
— создавать условия для развития у обучающихся инициативы в области охраны окружающей среды;
— сформировать навыки грамотного поведения на природе.
Воспитательные:
— способствовать воспитанию доброго отношения к окружающему миру и экологической культуре;
— способствовать развитию навыков самоорганизации и адекватной самооценки.
1. Предметные образовательные результаты – результаты усвоения отдельных аспектов социального опыта, получение умений, знаний, навыков, необходимых для творческой деятельности и решения поставленных задач. Формулируются через приобретаемые знания и умения:
— обучающийся должен знать…
— обучающийся должен уметь…
2. Личностные результаты – результаты развития внутренней позиции, развития мотивов для образовательной деятельности, самоопределения, зарождения гражданской идентичности, чувства патриотизма, формирования системы морально-этических и ценностных ориентаций.
3. Метапредметные результаты – результаты способности учащихся использовать свои знания, усвоенные в рамках программы, для решения проблем в повседневной жизни или задач по другим учебным предметам.
Примеры:
Предметные:
— сформированы знания в области экологического мониторинга, использования, охраны и защиты окружающей среды;
— изучены принципы и методы мониторинга природных объектов и основы рационального природопользования;
— сформированы представления о структуре экосистемы и расширены знания обучающихся о разнообразии экосистем в природе.
Метапредметные:
— развито стремление к овладению новыми знаниями о живой природе;
— развита инициатива в области охраны окружающей среды;
— сформированы навыки грамотного поведения на природе.
Личностные:
— сформировано доброе отношение к окружающему миру и экологической культуре;
— развиты навыки самоорганизации и адекватной самооценки.
Входная аттестация проводится с целью определения уровня знаний, умений, навыков обучающихся, а также их потенциала к развитию.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью промежуточной оценки обучающимися поставленных задач по ДООП и достижению личностных результатов, объективная оценка усвоения обучающимися ДООП. Проводится в сроки, установленные локальными актами организации. В учебном журнале проставляется результат аттестации.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по итогам освоения ДООП с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных образовательных программ. Формы итоговой аттестации могул быть любыми (показательное выступление, выставка, защита проектов и т.д.).
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня освоения теоретических знаний по темам (разделам) программы, их практических умений и навыков.
Для изучения личностных качеств и отслеживания личностных результатов могут применяться таблицы наблюдения.
Описание оценочных материалов может быть представлено в приложении или указываются ссылки на конкретные ресурсы в сети Интернет.
Пример: Для выявления результатов освоения программы используются следующие диагностические методики:
— методика В.П. Степанова «Уровень личностных результатов обучающихся»:
— анкета «Уровень мотивации обучающихся к занятиям»;
— карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные результаты).
Контрольные задания в соответствии с образовательной программой:
— Составить таблицу экологических нормативов.
— Определить общую жесткость и концентрацию кальция и магния.
— Определить концентрацию фосфатов в собранном образце сточной воды.
— Определить гигроскопическую влажность в образце почвы.
— Учебные пособия (перечислить, указать ссылку при использовании ЭОР);
— Методические рекомендации по … (перечислить);
— Рабочие тетради (название – например «Решение экологических кейсов») и т.д.
— Конкретные методики и технологии (перечислить и добавить их краткое описание).
– Обеспечение актуализации обучающимися ценностно-смыслового компонента в осваиваемых сферах деятельности (в зависимости от предметно-тематического содержания программы);
– Содействие обучающимся в понимании значимости избранных сфер деятельности как основы для самореализации и профессионального самоопределения;
– Помощь в формировании личностных качеств обучающихся, освоении способов регулирования собственных действий, взаимодействия с партнерами в различных сферах деятельности, освоение способов самопознания, самоопределения, преодоления собственных трудностей.
Примеры:
Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся через…
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей — соответствует нравственному, духовному, семейному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности; способствует формирование единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье, его успех. Содействует формированию у педагогов и родителей способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству — соответствует трудовому воспитанию, организации трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков
Здоровьесберегающее воспитание — соответствует физическому воспитанию учащихся к собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, формирование основ безопасности, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности
Социокультурное и медиакультурное воспитание — формирование коммуникативной культуры; (соответствует социокультурному воспитанию и направлен на повышение познавательной активности учащихся школы, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты поисковой, исследовательской деятельности, научных открытий; на развитие речевых способностей учащихся школы, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан
Культурологическое и эстетическое воспитание — соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности
Правовое воспитание и культура безопасности учащихся — соответствует правовому воспитанию и направлен на развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур
Экологическое воспитание — соответствует экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты
Профориентационное воспитание — соответствует формированию у учащихся готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
В программе всё это можно представить в виде таблицы с целями и конкретными мероприятиями по каждому направлению.
Mероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия, вечера встреч, викторины. Характерный признак этого типа форм — созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
Коллективные творческие дела (КТД) — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, конгрессы, конференции, марафоны творческих идей, акции, аукционы, агитбригады, творческие гостиные и т.п.
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
— предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
— обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
— способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
— эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Игра — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и т.п.
Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия — Игры — Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
Выбор метода зависит: от специфики общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способной учащихся, уровня воспитанности коллектива.
Основными группы методов воспитательной работы:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера. Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.
3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание. С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Обязательные элементы, содержащиеся в библиографические сведения, обеспечивающие идентификацию ресурса:
— фамилия автора;
— основное заглавие;
— сведения об ответственности (основные авторы, редакторы);
— сведения об издании;
— место издания;
— имя издателя (издательство);
— дата публикации (для электронных изданий);
— объем (количество страниц);
— заглавие серии;
— международный стандартный номер (ISBN, ISSN, DOI и ряд других, присвоенных определенному ресурсу).
Список литературы составляется для всех участников образовательного процесса:
— для педагога (основной список литературы);
— для обучающихся (дополнительный список литературы;)
— для родителей (законных представителей) (прописывается в том случае, если возраст обучающихся менее 10 лет).
Примеры оформления учебных пособий, сборников, наглядных материалов, электронных источников и т.д.:
Варламова, Л. Н. Управление документацией: англо-русский аннотированный словарь стандартизированной терминологии / Л. Н. Варламова, Л. С. Баюн, К. С. Бастрикова. – Москва: Спутник, 2017. – 398 с. – ISBN 978-5-9973-4489-4.
Музей в меняющемся школьном мире: сборник / составитель Е. Б. Медведева. – Москва: Перспектива, 2019. – 191 с. – ISBN 978-5-905790-40-9.
Любимова, З. В. Возрастная анатомия и физиология : учебник : в 2 томах / З. В. Любимова, А. А. Никитина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 2 т. – ISBN 978-5-4224-1121-4.
Физическая карта мира: западное полушарие, восточное полушарие / составление, оформление, дизайн ООО «РУЗ Ко»; картографическая основа – Росреестр. – 1:43 500 000. – Москва: РУЗ Ко, 2016. – 1 к.: цв., текст, ил. – ISBN 978-5-89485-218-8.
AutoCAD: система автоматизированного проектирования / разработчик Autodesk. – Москва: 1С, 2019. – 1 СD-ROM. – (1С: Электронная дистрибьюция). – Загл. с титул. экрана.
Электронная библиотека: библиотека диссертаций: сайт / Российская государственная библиотека. – Москва: РГБ, 2003. – URL: http://diss.rsl.ru (дата обращения: 23.12.2019).
Базовая литература для педагога:
Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 2. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2021. – 224 с. – ISBN 978-5-94301-865-7
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для академического бакалавриата / отв. ред. Л. В. Байбородова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 363 с. – ISBN 978-5-534-06557-2
Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей. / Н.А. Соколова – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – 224 с – ISBN 978-5-85716-820-2
Одаренные дети: концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования. / сост. Горский В.А., Инякин Ю.С., Орлов В.А. М. — Москва: ЦРСДОД Минобразования России, 1998. – 60 с.
Апшева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации. / А.М. Апшева — Москва: МДЭБЦ, 2011.
Любушина О.Н., Кудряшова И.А. «О себе хочу всё знать» (образовательно-методический комплекс дополнительного образования детей младшего школьного возраста). / О.Н. Любушина, И.А. Кудряшова – Москва, ООО «Новое образование», 2013. – №2. — 120 с.
Поливанова К. Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, К. В. Павленко, Е. В. Сивак – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 384 с. – ISBN: 978-5-7598-1986-8