Уровни дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Уровни дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

В системе дополнительного образования дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разделяют на одноуровневые и разноуровневые.

Одноуровневые программы разделяют на программы стартового, базового и продвинутого уровня. В таких программах содержание и материал выстроены в соответствии с одним уровнем сложности, есть цель и задачи, соответствующие конкретному уровню.

Если программа содержит два или три уровня, то она называется разноуровневой. В такой программе формулируется единая цель, а задачи и планируемые результаты представлены по уровням. Реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ предполагает последовательное (линейное) или параллельное освоение каждого из уровней, применение принципов дифференциации и индивидуализации в содержании материала и формах организации образовательного процесса.

Стартовый уровень

Программы стартового уровня предназначены для начального ознакомления с выбранным видом деятельности и направлены на формирование у обучающихся знаний на репродуктивном уровне — воспроизведение, понимание, запоминание материала, выполнение типовых заданий и заданий по образцу.

Стартовый уровень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Содержание таких программ адаптировано для освоения всеми обучающимися, без предъявления требований к подготовке.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на стартовом уровне может быть направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся (например, в каком-либо виде искусства), удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, на организацию их свободного времени и т.д.

Программа стартового уровня может быть использована и как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности, и как первая ступень — для перехода к базовой программе обучения.

Срок реализации программ стартового уровня обычно не превышает одного года (до 144 часов). Занятия проводятся от 1 до 4 часов в неделю. Возраст обучающихся – 6-18 лет. Результатом обучения является формирование интереса детей к познанию и функциональной грамотности по выбранному направлению, участие в групповой или индивидуальной творческой работе, проекте, выступлении.

Базовый уровень

Программы базового уровня направлены на формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков в выбранном виде деятельности. Такие программы предполагают использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, ознакомление с методами и методиками проведения исследований, опытов, сборки, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базовом уровне предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в определенной образовательной области, формирование функциональной грамотности, развитие hard- и soft-компетенций, обогащение знаниями методик, профессиональной терминологии, навыками профессионального общения и умениями (выполнения лабораторных опытов, исследования, анализа) в конкретной образовательной предметной области.

В процессе обучения обучающимися проводится анализ осуществляемой деятельности (осознание принципа построения целого, выявления взаимосвязи компонентов) и выполнение конкретных практических действий с изучаемыми объектами.

Программа базового уровня может быть использована и как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности, и как первая или вторая ступень — для перехода к продвинутой программе обучения.

Как правило, длительность обучения по программам базового уровня составляет 2-3 года (от 144 до 216 часов). Занятия проводятся от 3 до 6 часов в неделю. Требования к начальной подготовке обучающихся определяются педагогом. Возраст обучающихся – 7-18 лет. Примерно 50% учебного времени приходится на самостоятельную работу обучающихся. Итоговой аттестацией может быть творческий номер, исследование, эссе, проект, профессиональные пробы, выставка творческих работ, участие в конкурсных мероприятиях.

Продвинутый уровень

Программы продвинутого уровня направлены на углубленное изучение выбранной предметной области с освоением около профессиональных и профессиональных знаний в рамках изучаемых тем, решение заданий продуктивного уровня, выполнение творческих и научно-исследовательских проектов. Такие программы предполагают использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на данном уровне освоения позволяет обучающимся познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личностные возможности и определить индивидуальную профориентационную траекторию, а также предусматривает достижение высоких показателей образованности в конкретной предметной области.

Обучение по программам продвинутого уровня предполагает наличие у обучающихся базовой системы знаний, умений и навыков в предметной области программы. Срок реализации программ продвинутого уровня обычно составляет 1-3 года (от 144 часов). Занятия проводятся от 4 до 9 часов в неделю. Возраст обучающихся – 9-18 лет. Примерно 70% учебного времени приходится на самостоятельную работу обучающихся Итоговой аттестацией может быть участие в региональных и всероссийских конкурсных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, защита научно-исследовательских, проектных и изобретательских работ обучающимися.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.