Виды детских объединений в учреждениях дополнительного образования

Детское объединение — основное структурное звено в системе дополнительного образования. Это группа детей и педагогов, объединенных сходными интересами, целями и потребностью в общении и совместной деятельности.

 

Основные виды (формы) детских объединений: 

1. Кружок – традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Главная цель – обучение, формирование знаний, умений и навыков касательно конкретного предмета.

Кружки могут быть социально-гуманитарной, художественной, естественнонаучной, технической и туристско-краеведческой направленности.

Подробнее об этом мы писали в статье Направленности программ дополнительного образования детей

С детьми в кружке обычно работает один педагог. Время, форма и задачи учебных занятий четко прописаны в программе.

Особенностью кружка является форма выражения итога, результата занятий. Это воплощается в виде выступлений на концертах и фестивалях, презентаций на конференциях и семинарах, участия в конкурсах и т.д.

 

2. Секция — детское объединение физкультурно-спортивной направленности.

В отличие от спортивной школы, целью занятий в секции не является подготовка ребят к участию в профессиональных соревнованиях и достижение высоких результатов. Хотя, в небольших локальных соревнованиях ребята иногда принимают участие.

Главная цель занятий – физическое развитие, укрепление здоровья и формирование базовых спортивных знаний и навыков.

На секциях дети не просто играют, они получают теоретические знания и осваивают определенные навыки.

 

3. Школа – это форма детского объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов, или углубленное изучение одного предмета с последовательной (ступенчатой) системой обучения.

В отличие от обычной школы, здесь ребята получают более глубокие знания и необходимые практические навыки по конкретному предмету.

В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет от одного до нескольких лет. Дети учатся в группах (классах). Время, форма и задачи учебных занятий четко прописаны в программе. Есть система контроля знаний. После обучения ребята получают сертификат.

 

4. Студия – детское объединение, деятельность которого связана с определенным видом искусства (театр, живопись, хореография, вокал и т.д.)

Главная цель – развитие творческих способностей детей.

Результатом занятий в студии являются выступления на концертах, постановки, участие в конкурсах и т.д.

 

5. Клуб — объединение детей с целью создания условий для общения по интересам, развития их способностей и талантов, а также — для целенаправленной организации их свободного времени.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (девиз, форма, эмблема, устав), традиций, а также общение между разными поколениями.

Клубы бывают:

образовательными (технические, спортивные, предметные) — в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности.

досуговыми – приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений (например, книжный клуб, клуб любителей родного города и т.д.)

 

6. Лаборатория — детское объединение технической направленности. Главная цель — развитие интеллектуальных и изобретательских способностей детей.

Отличительным признаком лаборатории является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей. Проектирование — ведущий метод обучения. Продуктом деятельности является создание новых и усовершенствованных моделей чего-либо.

Важную часть процесса составляет самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь дети проводят научные и технические опыты, экспериментальные исследования и т.п.

 

7. Мастерская – форма детского объединения, где участники знакомятся с каким-то видом декоративно-прикладного искусства, изучают различные технологии, и получают навык изготовления чего-либо (то есть овладевают определенной профессией или ремеслом).

Результатом деятельности часто является участие в выставках и конкурсах.

 

8. Ансамбль – небольшой творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня или танец). Занятия не предполагают какого-то глубокого изучения теории, здесь больше практики.

 

9. Оркестр – большая группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Здесь примерно в рамной степени сочетается получение теоретических знаний и практических навыков.

 

10. Театр — творческий коллектив, занимающийся устройством сценических представлений, спектаклей.

 

Обычно многие из этих видов объединений можно встретить внутри одной организации (в общеобразовательной школе или в центре детского творчества). Но существуют и отдельные специализированные организации, где есть только 1-3 вида объединений (спортивная школа, детская школа искусств, центр развития детей).

 

______

Возможно вам также будет интересна статья Как помочь ребёнку выбрать кружок или секцию

Поделитесь этой страницей с друзьями

Читайте также:

1 комментарий

  1. Елена:

    Спасибо за разъяснения! Теперь стало понятно чем все эти виды объединений отличаются друг от друга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.