Виды детских объединений в учреждениях дополнительного образования
Детское объединение — основное структурное звено в системе дополнительного образования. Это группа детей и педагогов, объединенных сходными интересами, целями и потребностью в общении и совместной деятельности.
Основные виды (формы) детских объединений:
1. Кружок – традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Главная цель – обучение, формирование знаний, умений и навыков касательно конкретного предмета.
Кружки могут быть социально-гуманитарной, художественной, естественнонаучной, технической и туристско-краеведческой направленности.
Подробнее об этом мы писали в статье Направленности программ дополнительного образования детей
С детьми в кружке обычно работает один педагог. Время, форма и задачи учебных занятий четко прописаны в программе.
Особенностью кружка является форма выражения итога, результата занятий. Это воплощается в виде выступлений на концертах и фестивалях, презентаций на конференциях и семинарах, участия в конкурсах и т.д.
2. Секция — детское объединение физкультурно-спортивной направленности.
В отличие от спортивной школы, целью занятий в секции не является подготовка ребят к участию в профессиональных соревнованиях и достижение высоких результатов. Хотя, в небольших локальных соревнованиях ребята иногда принимают участие.
Главная цель занятий – физическое развитие, укрепление здоровья и формирование базовых спортивных знаний и навыков.
На секциях дети не просто играют, они получают теоретические знания и осваивают определенные навыки.
3. Школа – это форма детского объединения, которая сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов, или углубленное изучение одного предмета с последовательной (ступенчатой) системой обучения.
В отличие от обычной школы, здесь ребята получают более глубокие знания и необходимые практические навыки по конкретному предмету.
В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет от одного до нескольких лет. Дети учатся в группах (классах). Время, форма и задачи учебных занятий четко прописаны в программе. Есть система контроля знаний. После обучения ребята получают сертификат.
4. Студия – детское объединение, деятельность которого связана с определенным видом искусства (театр, живопись, хореография, вокал и т.д.)
Главная цель – развитие творческих способностей детей.
Результатом занятий в студии являются выступления на концертах, постановки, участие в конкурсах и т.д.
5. Клуб — объединение детей с целью создания условий для общения по интересам, развития их способностей и талантов, а также — для целенаправленной организации их свободного времени.
Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (девиз, форма, эмблема, устав), традиций, а также общение между разными поколениями.
Клубы бывают:
— образовательными (технические, спортивные, предметные) — в них дети получают знания, умения и навыки по определенному профилю деятельности.
— досуговыми – приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений (например, книжный клуб, клуб любителей родного города и т.д.)
6. Лаборатория — детское объединение технической направленности. Главная цель — развитие интеллектуальных и изобретательских способностей детей.
Отличительным признаком лаборатории является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей. Проектирование — ведущий метод обучения. Продуктом деятельности является создание новых и усовершенствованных моделей чего-либо.
Важную часть процесса составляет самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь дети проводят научные и технические опыты, экспериментальные исследования и т.п.
7. Мастерская – форма детского объединения, где участники знакомятся с каким-то видом декоративно-прикладного искусства, изучают различные технологии, и получают навык изготовления чего-либо (то есть овладевают определенной профессией или ремеслом).
Результатом деятельности часто является участие в выставках и конкурсах.
8. Ансамбль – небольшой творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня или танец). Занятия не предполагают какого-то глубокого изучения теории, здесь больше практики.
9. Оркестр – большая группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Здесь примерно в рамной степени сочетается получение теоретических знаний и практических навыков.
10. Театр — творческий коллектив, занимающийся устройством сценических представлений, спектаклей.
Обычно многие из этих видов объединений можно встретить внутри одной организации (в общеобразовательной школе или в центре детского творчества). Но существуют и отдельные специализированные организации, где есть только 1-3 вида объединений (спортивная школа, детская школа искусств, центр развития детей).
______
Возможно вам также будет интересна статья Как помочь ребёнку выбрать кружок или секцию
структурное подразделение ОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодежи», осуществляющее организационно-аналитическое, методическое, информационно-консультационное сопровождение развития системы дополнительного образования детей на территории Ульяновской области.
Спасибо за разъяснения! Теперь стало понятно чем все эти виды объединений отличаются друг от друга