Мир профессий будущего

Что такое профориентация?

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения.

 

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

 

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

 

Внешние причины выбора профессии:

1.  Мнение окружающих о профессии и её престижности  (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.

2.  Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.

3.  Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.

4.  Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

 

Внутренние причины выбора профессии:

1.  Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.

2.  Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.

3.  Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.

4.  Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

 

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя –  нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

 

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции:

Диагностическая функция:

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция:

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция:

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах
  • Профилактическая функция
  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

 

Типичные ошибки выбора профессии

1.  Ориентация на престижность профессии – одна из самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.

2.  Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности

3.  Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.

4.  Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.

5.  Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.

6.  Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.

7.  Учитывание только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.

8.  Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.

9.  Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то,  выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.

10.  Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.

 

Ниже представлены бесплатные тесты на профориентацию, тесты на профессию, выбор профессии, которые помогут вам понять, кем стать в будущем, и определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие вашим интересам и способностям. 

Ссылка на тестирование профессионального самоопределения

Ссылка на тестирование профессионального самоопределения 2

Ссылка на тестирование профессионального самоопределения 3

 

«Игропрактики в профессиональном самоопределении обучающихся»

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность подростка, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда.

 

Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации подростков включают в себя:

  • Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

 

Выбирая будущую профессию, рискованно ориентироваться на то, что востребовано сейчас, – возможно, к моменту получения специальности ваши знания устареют или вашу работу уже будут выполнять роботы. 

 

Поэтому профориентация сейчас рассматривается как профессиональное ориентирование, которое включает в себя:

  • Умение разбираться в мире профессий
  • Умение строить образовательную траекторию к цели
  • Умение адаптироваться
  • Готовность учиться в течение всей своей жизни

 

Ключевым навыком становиться навык самостоятельной «сборки» своей карьеры.

На современном этапе обучения главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, как следствие личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации, которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального.

Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития, самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Поэтому для специалистов по профориентации актуальны вопросы поиска подходящих инструментов, позволяющих «включить» подростков в активную поисковую деятельность, которая касается вопросов их профессионального самоопределения бережно, с учетом множества противоречивых вводных.

При этом сама деятельность должна восприниматься как увлекательная, дающая пищу для инсайтов, структурирующая имеющиеся у оптантов представления о мире профессий и своем месте в нём. Также она должна давать возможность поддержки референтной группы, позитивной и поддерживающей обратной связи.

 

Наиболее оптимальной формой, активизирующей профориентационной методики может стать игра, соответствующая следующим условиям:

1. Игра должна быть именно игрой в современном представлении, то есть соответствовать требованиям: увлекательность, наличие игрового мира, вариативность сценариев и возможность влиять на игровую ситуацию посредством собственного выбора; возможность взаимодействия с другими игроками и получения обратной связи о своих действиях и их результатах.

2. Модель игры должна способствовать формированию субъектной позиции игроков по отношению к основным аспектам профориентации.

3. Игра должна быть образовательной, позволяющей приобретать новые знания и формировать навыки.

4. В её основу должны быть заложены психологические концепции, способствующие решению психологических приоритетных задач профессионального самоопределения.

5. Профориентационная игра должна позволять заходить в игру с собственными запросами и решать их в ходе игры на том уровне, на каком игрок готов к этому.

6. Игра должна представлять процесс профессионального самоопределения как системный, позволяющий сформировать целостное представление о процесс самоопределения и уровне собственной готовности к выбору на данный момент в результате игры.

7. Давать возможность пройти «путь героя», в результате которого участники чувствуют себя субъективно сильнее, чем на входе, трансформировать их ограничивающие убеждения в более экологичные и ресурсные, давать возможность выявлять и прорабатывать (хотя бы частично) возникающие психологические проблемы участников, — то есть иметь трансформационный потенциал

8. Выявлять зоны дальнейшего личностного роста для более качественного решения задач самоопределения

9. Игра должна давать ведущему возможность мягкого управления с целью реализации помогающей и психокоррекционной функции.

10. Игра должна давать осознаваемые ценные для профессионального самоопределения результаты в виде изменения ограничивающих убеждений, снятия страхов и сомнений; укреплять веру в себя, основания для выбора, способствовать пониманию своих перспектив и выстраиванию первых шагов на пути к ним, — способствовать решению приоритетных задач профориентации

Учитывая приведенные выше условия, ведущий такой игры должен обладать компетенциями психолога, профориентолога, педагога и игропрактика.

 

Разберем особенности набора игровых и методических решений в рамках реализации программы «Мир профессии будущего», которые направленны на оказание профессиональной помощи в выборе сфере профессиональных интересов, на формирование необходимых надпрофессиональных навыков и умений самостоятельно строить образовательные и карьерные траекторий.

 

1.  Деловая игра «Моя профессия»

Продолжительность игры: 1-3 часа (в зависимости от формата и количества участников).

Игра направлена на выбор профессии, исходя из личных предпочтений и предрасположенностей каждого участника.

Игра может проводиться в разных форматах:

— Пасьянс (индивидуально, самостоятельно или с психологом);

— Настольная игра (2-6 человек, в компании с ведущим или без);

— Муравейник (15-30 человек, с одним ведущим-модератором).

Эта игра поможет подросткам легко и быстро выбрать свою профессию, определить узкую нишу в бизнесе. В процессе игры Ребята смогут как вспомнить о своих сильных сторонах, так и выявит их у себя. С помощью игропрактика  определят, какие из них можете применить в разных сферах деятельности и составите для себя «идеальную профессию», учитывающую личные качества и требования рынка.

 

2.  Профнавигатор Цель.

Это краткое двухуровневое стратегическое исследование и формирование цели с точки зрения ее актуальности, адекватности потребностям и внутренним ресурсам, а также возможности и готовности участника к ее реализации.

Перемещаясь по первому уровню, участник имеет возможность по ходу игры формулировать цель (изменять, дополнять, уточнять). Второй уровень дает возможность просчитать свои возможности, риски и конкретные шаги к реализации.

-Игровая цель – попасть «в яблочко», то есть, в центр мишени

-Методическая цель: создать условия для формулировки цели (например, цели профессионального выбора)

Пример результатов: если цель сформулирована четко и ясно, а участник готов ее воплотить, время игры – минут пятнадцать, что дает возможность использовать ее перед началом других, основных игр, как вспомогательный инструмент.

Формат игры: предполагает как индивидуальную, так и микрогрупповую форму работы. При небольшой дополнительной подготовке есть возможность проводить игру фронтально, например, с группой (13+) до 18 человек;

Рекомендованное время индивидуальной игры 15 минут до двух часов.

При использовании в работе с подростками рекомендуется проведение серии игр на обучение целеполаганию.

 

3.  Профнавигатор Выбор.

Это инструмент для проектирования профессионального пути. Предполагает исследование каждым участником своих интересов, ожиданий и возможностей в профессиональном мире, а также ожиданий и готовности все это реализовать.

«Выбор» предполагает трехуровневое путешествие, в начале которого лежит выбор сферы интересов, а в завершении – тест-драйв.

Часто является сильным мотиватором к самопознанию и самоопределению. Способствует развитию внимания, системной рефлексии, личностной активности и вдумчивой, ответственной позиции.

Цели игры:

* Игровая: исследовать пространство выбора и совершить его, сохранив достаточно «силы» для старта. Пройти успешно тест-драйв

* Методическая: создать условия для активизации процессов профессионального самоопределения участника игры

Пример результатов: создание участником уникальной личной формулы профессионального пути, сбалансированной с точки зрения его ожиданий, необходимого для этого уровня профессионального развития, а также готовности — все это реализовать.

 

4.  Проффорсайт.

Игра «ПРОФФОРСАЙТ» – это инструмент для увлекательного путешествия в мир внутренних ресурсов и возможностей подростка для достижения своих будущих профессиональных целей. Слово «Форсайт» (Foresight) в переводе с английского означает «предвидение, предсказание». Если говорить о «Форсайте» в контексте игры буквально, то это планирование своего профессионального будущего с очень высокой степенью реальности. В процессе игры подросток не просто ставит цели и планирует свое профессиональное будущее, но учится стратегии успешной реализации своих планов в жизнь.

При использовании в работе с подростками желательно проведение серии игр на обучение целеполагания.

Запросы и возможные результаты игры:

  • Оценить свои знания, способности, умения и навыки.
  • Понять свои мотивы в достижении цели.
  • Прояснить свои базовые ценности.
  • Осознать шаги, ведущие к успеху в профессиональной сфере жизни.
  • Научиться преодолевать препятствия на пути к достижению цели.
  • Освоить эффективные стратегии достижения цели.

 

5.  Бизнес-симулятор PIVOT

PIVOT — это настольный бизнес-симулятор, разработанный ФРИИ (венчурный Фонд развития интернет-инициатив) и «Живыми играми», для обучения и развития имеющихся навыков подсчета экономики. Игра будет интересна как начинающим предпринимателям так и опытным бизнесменам, поскольку поможет значительно увеличить понимание экономики продукта, повысит эффективность работы за счет организации порядка в голове.

Бизнес-симулятор PIVOT поможет вам:

  • ОЦЕНИВАТЬ перспективность нового бизнеса на цифрах, а не интуиции
  • НАСТРОИТЬ взаимодействие в команде
  • ОТРАБОТАТЬ сценарии развития ситуации на рынке
  • СЭКОНОМИТЬ время на тестировании бизнес-модели
  • НАУЧИТЬСЯ концентрироваться на том, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важно
  • ИНТЕРЕСНО и с пользой провести время в кругу интересных людей​

 

Однозначно стоит прийти, если у вас:

  • есть идея бизнеса, но страшно начинать, когда не понимаешь простых инструментов
  • новый бизнес-проект на стадии запуска, чтобы понять все риски проекта
  • уже действующий бизнес, чтобы разобраться с новыми для себя инструментами

 

За 4 часа симуляции участники получают: знание основы конкурентной борьбы за аудиторию, подсчет экономики, правильные вложения в ваш бизнес:

  • Наглядность бизнес-процессов
  • Основные бизнес-процессы собраны в пять показателей, которые дают упрощенную модель для принятия правильных решений.
  • Объединение целей команды и руководства
  • Команда наглядно понимает бизнес задачи, синхронизируется с тренером.
  • Готовые решения по улучшению показателей бизнеса

 

Игра дает возможность применить готовые стратегии рынка для эффективного управления своим бизнесом.

 

6.  Профориентационный проект « ВЗРОСЛЯНДИЯ».

Описывает все существующие отрасли и виды деятельности. Невозможно рассказать о десяти тысячах профессий, но можно дать понятные представления о существующих отраслях.

Формирует целостную и взаимосвязанную картину мира отраслей и профессий: изучая ее, дети сами открывают, как одна отрасль неразрывно связана с другими: «металлургия не может существовать без горнодобывающей промышленности, а без металлургии не будет машиностроения. И всем им нужна энергетика и транспорт. А там, где работают люди, требуется…» — это самостоятельный вывод, к которому приходят ребята, изучая Взросляндию.

Профессии показаны внутри своего производственного процесса, они наполнены смыслом, видны взаимосвязи между профессиями.

Весь сложный материал не просто объяснен простыми и понятными словами и образами, а еще упакован в увлекательный драматургический сюжет, в котором образовательная составляющая – неотрывная часть художественной истории.

Изложение и форма подачи полностью соответствуют возрастным и психологическим потребностям детей. Через интерактивные сказки (мы называем их профисказки) мы отвечаем на популярные вопросы «почемучек» и побуждаем их задаваться новыми вопросами, дразним любопытство и интерес, стимулируем когнитивные способности и мотивацию к учебе.

Игровая развивающая среда – это полноценный набор материалов, среди которых: профисказки, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, иллюстративный материал по каждой отрасли, большой набор сюжетно-ролевых игр, стихов-мультфильмов о профессиях и другие элементы.

Это гибкий конструктор, который позволит упрощать или усложнять материал, в зависимости от аудитории. С игровой развивающей средой будет интересно и эффективно работать как в детском саду (вторая средняя, старшая и подготовительные группы), так и в начальной школе с 1 по 4 классы. 

 

7.  Калейдоскоп Профессий.

Игра Калейдоскоп Профессий основана на семейных ценностях, способностях, любимых занятиях детства.

Первый этап игры в ГОРОДЕ Талантов и Творцов игрок вспоминает свое детство (ведь оно есть даже у 6-летних детей).

Все мы родом из детства, поэтому игра предлагает вспомнить и систематизировать свои способности, рассмотреть эти способности через призму семьи. Ведь ваша бабушка-учитель, может оказаться ВРАЧОМ, потому что, когда кто-то болеет в семье именно она ухаживает и лечит, и таким образом, оказывает влияние на формирование ваших способностей ВРАЧЕВАТЬ, ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСЕРДИЕ и ЗАБОТУ.

Второй этап игры игрок проходит путь по дорожке к городу и встает на поле Профессии. Попасть на поле не просто, игрок ходит до тех пор, пока не узнает все о своих способностях, семье и чувствах. Так же игрок накапливает баллы.

Игроки после выбора профессии делают свой выбор – учиться или сразу идти работать?

Игроки имеют возможность пройти путь в игре не получая образование, игрок видит причинно-следственные связи такого решения.

Далее у игроков, как и в реальной жизни встает вопрос “куда идти?”, ведь дорожка завершилась и впереди непонятные кружочки, и домики. Здесь мы видим стратегии игрока.

В процессе игры участники формируют свою мечту. Именно мечта делает жизнь веселее, радостнее и интереснее.

Игра предполагает создание проектов. Игра помогает прожить “день сурка” и наглядно понять рутину без творчества и общения с людьми.

В игре заложены семейные влияния профессионального пути человека.

 

8.  Мир профессий будущего.

Путеводитель по миру профессий будущего. Рассказываем о новых профессиях, навыках ХХI века и помогаем строить карьерную траекторию.

Разработан на основе материалов и логики Атласа новых профессий. В составе — 22 урока о будущем актуальных для России отраслей экономики, 4 увлекательных и полезных игры и методическое пособие по использованию Атласа.

 

9. Разговоры о будущем

22 урока, посвященных отдельным отраслям экономики. Знакомство с образом будущего каждой отрасли + игровые задания

Эффект:

Знакомство с отраслями российской экономики через рефлексию и дискуссии.

Понимание профессиональных задач, которые будут стоять перед специалистами будущего.

Развитие навыков командной работы

 

10. Компас профессий

Кооперативная настольная игра, где игроки совместно выращивают вымышленного героя от 13 лет до 40. Герою нужно развить в себе необходимые надпредметные навыки, чтобы освоить профессию будущего. При этом на его пути будут попадаться разные возможности и вызовы.

Эффект: подросток поймет как важно управлять своим развитием и какие инструменты для этого нужно использовать

 

11. Профессиональное лото

Эта игра основана на механиках лото и викторины. Она помогает соотнести профессии будущего со школьными предметами, и понять, как важно владеть надпрофессиональными навыками.

Эффект:

Рассказывает о самых важных надпрофессиональных навыках будущего

Можно включить в работу весь класс

 

12. Курьер, прощай!

Эта игра помогает школьникам понять, как меняется мир и какие события могут привести к исчезновению определенных профессий.

Эффект:

Знакомит с темой «исчезающих профессий» и побуждает задуматься о выборе карьерного пути.

Помогает найти новые ниши на рынке труда.

Развивает навыки убеждения, ведения дискуссии в группе.

 

Таким образом, использование игровых технологий, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно самоопределению.

Специфика игровых технологий заключается в том, что их можно использовать как элемент работы, включая в занятие, и как самостоятельную единицу, организуя реализацию дополнительных общеобразовательных программ профориентационной направленности.

Основной целью игровых технологий является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

 

Презентация «Игропрактики в профессиональном самоопределении обучающихся» 

 

Видеопрофессиограммы

Видеопрофессиограммы дают возможность составить визуальное представление:

  • о профессиях и специальностях, процессе труда;
  • о современных условиях труда;
  • о используемых инструментах и оборудовании;
  • о требованиях к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и индивидуальным особенностям специалистов и т.п.

Всего в каталоге представлено 85 специальностей и рабочих профессий, которые распределены по предмету труда в соответствии с психологической типологией: Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Знак, Человек-Художественный образ, Человек-Природа

Длительность каждой видеопрофессиограммы – 8 минут.

Полный каталог видеопрофессиограмм вы можете найти на https://trudvsem.ru/proforientation/videoprofessiogram

 

 

Профориентационный тест для тех, кто хочет получить профессию в ИТ