Наиболее оптимальной формой, активизирующей профориентационной методики может стать игра, соответствующая следующим условиям:
1. Игра должна быть именно игрой в современном представлении, то есть соответствовать требованиям: увлекательность, наличие игрового мира, вариативность сценариев и возможность влиять на игровую ситуацию посредством собственного выбора; возможность взаимодействия с другими игроками и получения обратной связи о своих действиях и их результатах.
2. Модель игры должна способствовать формированию субъектной позиции игроков по отношению к основным аспектам профориентации.
3. Игра должна быть образовательной, позволяющей приобретать новые знания и формировать навыки.
4. В её основу должны быть заложены психологические концепции, способствующие решению психологических приоритетных задач профессионального самоопределения.
5. Профориентационная игра должна позволять заходить в игру с собственными запросами и решать их в ходе игры на том уровне, на каком игрок готов к этому.
6. Игра должна представлять процесс профессионального самоопределения как системный, позволяющий сформировать целостное представление о процесс самоопределения и уровне собственной готовности к выбору на данный момент в результате игры.
7. Давать возможность пройти «путь героя», в результате которого участники чувствуют себя субъективно сильнее, чем на входе, трансформировать их ограничивающие убеждения в более экологичные и ресурсные, давать возможность выявлять и прорабатывать (хотя бы частично) возникающие психологические проблемы участников, — то есть иметь трансформационный потенциал
8. Выявлять зоны дальнейшего личностного роста для более качественного решения задач самоопределения
9. Игра должна давать ведущему возможность мягкого управления с целью реализации помогающей и психокоррекционной функции.
10. Игра должна давать осознаваемые ценные для профессионального самоопределения результаты в виде изменения ограничивающих убеждений, снятия страхов и сомнений; укреплять веру в себя, основания для выбора, способствовать пониманию своих перспектив и выстраиванию первых шагов на пути к ним, — способствовать решению приоритетных задач профориентации
Учитывая приведенные выше условия, ведущий такой игры должен обладать компетенциями психолога, профориентолога, педагога и игропрактика.
Разберем особенности набора игровых и методических решений в рамках реализации программы «Мир профессии будущего», которые направленны на оказание профессиональной помощи в выборе сфере профессиональных интересов, на формирование необходимых надпрофессиональных навыков и умений самостоятельно строить образовательные и карьерные траекторий.
1. Деловая игра «Моя профессия»
Продолжительность игры: 1-3 часа (в зависимости от формата и количества участников).
Игра направлена на выбор профессии, исходя из личных предпочтений и предрасположенностей каждого участника.
Игра может проводиться в разных форматах:
— Пасьянс (индивидуально, самостоятельно или с психологом);
— Настольная игра (2-6 человек, в компании с ведущим или без);
— Муравейник (15-30 человек, с одним ведущим-модератором).
Эта игра поможет подросткам легко и быстро выбрать свою профессию, определить узкую нишу в бизнесе. В процессе игры Ребята смогут как вспомнить о своих сильных сторонах, так и выявит их у себя. С помощью игропрактика определят, какие из них можете применить в разных сферах деятельности и составите для себя «идеальную профессию», учитывающую личные качества и требования рынка.
2. Профнавигатор Цель.
Это краткое двухуровневое стратегическое исследование и формирование цели с точки зрения ее актуальности, адекватности потребностям и внутренним ресурсам, а также возможности и готовности участника к ее реализации.
Перемещаясь по первому уровню, участник имеет возможность по ходу игры формулировать цель (изменять, дополнять, уточнять). Второй уровень дает возможность просчитать свои возможности, риски и конкретные шаги к реализации.
-Игровая цель – попасть «в яблочко», то есть, в центр мишени
-Методическая цель: создать условия для формулировки цели (например, цели профессионального выбора)
Пример результатов: если цель сформулирована четко и ясно, а участник готов ее воплотить, время игры – минут пятнадцать, что дает возможность использовать ее перед началом других, основных игр, как вспомогательный инструмент.
Формат игры: предполагает как индивидуальную, так и микрогрупповую форму работы. При небольшой дополнительной подготовке есть возможность проводить игру фронтально, например, с группой (13+) до 18 человек;
Рекомендованное время индивидуальной игры 15 минут до двух часов.
При использовании в работе с подростками рекомендуется проведение серии игр на обучение целеполаганию.
3. Профнавигатор Выбор.
Это инструмент для проектирования профессионального пути. Предполагает исследование каждым участником своих интересов, ожиданий и возможностей в профессиональном мире, а также ожиданий и готовности все это реализовать.
«Выбор» предполагает трехуровневое путешествие, в начале которого лежит выбор сферы интересов, а в завершении – тест-драйв.
Часто является сильным мотиватором к самопознанию и самоопределению. Способствует развитию внимания, системной рефлексии, личностной активности и вдумчивой, ответственной позиции.
Цели игры:
* Игровая: исследовать пространство выбора и совершить его, сохранив достаточно «силы» для старта. Пройти успешно тест-драйв
* Методическая: создать условия для активизации процессов профессионального самоопределения участника игры
Пример результатов: создание участником уникальной личной формулы профессионального пути, сбалансированной с точки зрения его ожиданий, необходимого для этого уровня профессионального развития, а также готовности — все это реализовать.
4. Проффорсайт.
Игра «ПРОФФОРСАЙТ» – это инструмент для увлекательного путешествия в мир внутренних ресурсов и возможностей подростка для достижения своих будущих профессиональных целей. Слово «Форсайт» (Foresight) в переводе с английского означает «предвидение, предсказание». Если говорить о «Форсайте» в контексте игры буквально, то это планирование своего профессионального будущего с очень высокой степенью реальности. В процессе игры подросток не просто ставит цели и планирует свое профессиональное будущее, но учится стратегии успешной реализации своих планов в жизнь.
При использовании в работе с подростками желательно проведение серии игр на обучение целеполагания.
Запросы и возможные результаты игры:
- Оценить свои знания, способности, умения и навыки.
- Понять свои мотивы в достижении цели.
- Прояснить свои базовые ценности.
- Осознать шаги, ведущие к успеху в профессиональной сфере жизни.
- Научиться преодолевать препятствия на пути к достижению цели.
- Освоить эффективные стратегии достижения цели.
5. Бизнес-симулятор PIVOT
PIVOT — это настольный бизнес-симулятор, разработанный ФРИИ (венчурный Фонд развития интернет-инициатив) и «Живыми играми», для обучения и развития имеющихся навыков подсчета экономики. Игра будет интересна как начинающим предпринимателям так и опытным бизнесменам, поскольку поможет значительно увеличить понимание экономики продукта, повысит эффективность работы за счет организации порядка в голове.
Бизнес-симулятор PIVOT поможет вам:
- ОЦЕНИВАТЬ перспективность нового бизнеса на цифрах, а не интуиции
- НАСТРОИТЬ взаимодействие в команде
- ОТРАБОТАТЬ сценарии развития ситуации на рынке
- СЭКОНОМИТЬ время на тестировании бизнес-модели
- НАУЧИТЬСЯ концентрироваться на том, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важно
- ИНТЕРЕСНО и с пользой провести время в кругу интересных людей
Однозначно стоит прийти, если у вас:
- есть идея бизнеса, но страшно начинать, когда не понимаешь простых инструментов
- новый бизнес-проект на стадии запуска, чтобы понять все риски проекта
- уже действующий бизнес, чтобы разобраться с новыми для себя инструментами
За 4 часа симуляции участники получают: знание основы конкурентной борьбы за аудиторию, подсчет экономики, правильные вложения в ваш бизнес:
- Наглядность бизнес-процессов
- Основные бизнес-процессы собраны в пять показателей, которые дают упрощенную модель для принятия правильных решений.
- Объединение целей команды и руководства
- Команда наглядно понимает бизнес задачи, синхронизируется с тренером.
- Готовые решения по улучшению показателей бизнеса
Игра дает возможность применить готовые стратегии рынка для эффективного управления своим бизнесом.
6. Профориентационный проект « ВЗРОСЛЯНДИЯ».
Описывает все существующие отрасли и виды деятельности. Невозможно рассказать о десяти тысячах профессий, но можно дать понятные представления о существующих отраслях.
Формирует целостную и взаимосвязанную картину мира отраслей и профессий: изучая ее, дети сами открывают, как одна отрасль неразрывно связана с другими: «металлургия не может существовать без горнодобывающей промышленности, а без металлургии не будет машиностроения. И всем им нужна энергетика и транспорт. А там, где работают люди, требуется…» — это самостоятельный вывод, к которому приходят ребята, изучая Взросляндию.
Профессии показаны внутри своего производственного процесса, они наполнены смыслом, видны взаимосвязи между профессиями.
Весь сложный материал не просто объяснен простыми и понятными словами и образами, а еще упакован в увлекательный драматургический сюжет, в котором образовательная составляющая – неотрывная часть художественной истории.
Изложение и форма подачи полностью соответствуют возрастным и психологическим потребностям детей. Через интерактивные сказки (мы называем их профисказки) мы отвечаем на популярные вопросы «почемучек» и побуждаем их задаваться новыми вопросами, дразним любопытство и интерес, стимулируем когнитивные способности и мотивацию к учебе.
Игровая развивающая среда – это полноценный набор материалов, среди которых: профисказки, игровая напольная площадка с картой отраслей и видов деятельности, иллюстративный материал по каждой отрасли, большой набор сюжетно-ролевых игр, стихов-мультфильмов о профессиях и другие элементы.
Это гибкий конструктор, который позволит упрощать или усложнять материал, в зависимости от аудитории. С игровой развивающей средой будет интересно и эффективно работать как в детском саду (вторая средняя, старшая и подготовительные группы), так и в начальной школе с 1 по 4 классы.
7. Калейдоскоп Профессий.
Игра Калейдоскоп Профессий основана на семейных ценностях, способностях, любимых занятиях детства.
Первый этап игры в ГОРОДЕ Талантов и Творцов игрок вспоминает свое детство (ведь оно есть даже у 6-летних детей).
Все мы родом из детства, поэтому игра предлагает вспомнить и систематизировать свои способности, рассмотреть эти способности через призму семьи. Ведь ваша бабушка-учитель, может оказаться ВРАЧОМ, потому что, когда кто-то болеет в семье именно она ухаживает и лечит, и таким образом, оказывает влияние на формирование ваших способностей ВРАЧЕВАТЬ, ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСЕРДИЕ и ЗАБОТУ.
Второй этап игры игрок проходит путь по дорожке к городу и встает на поле Профессии. Попасть на поле не просто, игрок ходит до тех пор, пока не узнает все о своих способностях, семье и чувствах. Так же игрок накапливает баллы.
Игроки после выбора профессии делают свой выбор – учиться или сразу идти работать?
Игроки имеют возможность пройти путь в игре не получая образование, игрок видит причинно-следственные связи такого решения.
Далее у игроков, как и в реальной жизни встает вопрос “куда идти?”, ведь дорожка завершилась и впереди непонятные кружочки, и домики. Здесь мы видим стратегии игрока.
В процессе игры участники формируют свою мечту. Именно мечта делает жизнь веселее, радостнее и интереснее.
Игра предполагает создание проектов. Игра помогает прожить “день сурка” и наглядно понять рутину без творчества и общения с людьми.
В игре заложены семейные влияния профессионального пути человека.
8. Мир профессий будущего.
Путеводитель по миру профессий будущего. Рассказываем о новых профессиях, навыках ХХI века и помогаем строить карьерную траекторию.
Разработан на основе материалов и логики Атласа новых профессий. В составе — 22 урока о будущем актуальных для России отраслей экономики, 4 увлекательных и полезных игры и методическое пособие по использованию Атласа.
9. Разговоры о будущем
22 урока, посвященных отдельным отраслям экономики. Знакомство с образом будущего каждой отрасли + игровые задания
Эффект:
Знакомство с отраслями российской экономики через рефлексию и дискуссии.
Понимание профессиональных задач, которые будут стоять перед специалистами будущего.
Развитие навыков командной работы
10. Компас профессий
Кооперативная настольная игра, где игроки совместно выращивают вымышленного героя от 13 лет до 40. Герою нужно развить в себе необходимые надпредметные навыки, чтобы освоить профессию будущего. При этом на его пути будут попадаться разные возможности и вызовы.
Эффект: подросток поймет как важно управлять своим развитием и какие инструменты для этого нужно использовать
11. Профессиональное лото
Эта игра основана на механиках лото и викторины. Она помогает соотнести профессии будущего со школьными предметами, и понять, как важно владеть надпрофессиональными навыками.
Эффект:
Рассказывает о самых важных надпрофессиональных навыках будущего
Можно включить в работу весь класс
12. Курьер, прощай!
Эта игра помогает школьникам понять, как меняется мир и какие события могут привести к исчезновению определенных профессий.
Эффект:
Знакомит с темой «исчезающих профессий» и побуждает задуматься о выборе карьерного пути.
Помогает найти новые ниши на рынке труда.
Развивает навыки убеждения, ведения дискуссии в группе.
Таким образом, использование игровых технологий, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно самоопределению.
Специфика игровых технологий заключается в том, что их можно использовать как элемент работы, включая в занятие, и как самостоятельную единицу, организуя реализацию дополнительных общеобразовательных программ профориентационной направленности.
Основной целью игровых технологий является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.